Стилистика декоративных элементов в архитектуре и интерьерах гостиниц
  • Функциональные особенности сооружения всегда определяют и общую направленность его художественного убранства. В зданиях гостиниц находят место главным образом произведения декоративного и народно-прикладного искусства. Основная цель художественного оформления - дать представление о стране, ее культуре, достопримечательностях. Перед архитекторами и художниками встает задача придать сооружению черты национального своеобразия, использовав для этой цели богатый арсенал изобразительных средств русского или украинского народного искусства. Очень важно определить количественную меру декоративных элементов, характер их размещения в интерьерах, добиться гармонического сочетания национальных традиционных мотивов с современной архитектурой и т. д. Основная направленность произведений свелась главным образом к информационному моменту, декоративной выразительности, общему представлению о городе, в котором большей части приезжих приходится быть впервые. Для керамических панно вестибюлей гостиниц характерно усиление декоративной и утилитарной функций. Произведения информируют посетителей о памятных местах города, впечатляют удачно подобранными сочетаниями серых, темно-синих, желтоватых с незначительным вкраплением коричневых и красных тонов, своеобразием композиционного решения, четкостью рисунков. Образ бандуристки, стилизованные цветы каштана, куманец, народные орнаментальные мотивы придают изображениям, к примеру, национальный украинский колорит. По своему художественному решению упомянутые работы близки к изображению на торцевой стене киноконцертного зала Дворца пионеров в Москве. Сходным композиционным приемом является разбивка плоскости на геометрические отсеки, которые заполнены графическими изображениями.

    Керамические панно гостиницы “Днепр” отличаются ярко выраженной строгой композицией по вертикали, познавательным характером образного содержания, что определено типом здания, его идейно-эстетическим назначением. Более монументально по своей форме сграффито в вестибюле гостиницы “Варшава” (Москва). Здесь изображены старая и новая Варшава, величественные многоэтажные здания новостроек в сопоставлении со зданиями старой Варшавы.

    Однако и в данном случае наблюдается усиление декоративной функции, так как многословность изобразительного языка, большое число композиционных элементов сводят идейно-образное содержание произведения к рассказу.

    Информационный момент не имеет здесь того значения, что в панно вестибюля гостиницы “Дн_про”, поскольку гостиница “Варшава” находится в Москве, основные ее жильцы - гости из Польши. Поэтому основная задача заключалась здесь в том, чтобы создать поэтический образ родного города, образ-напоминание. Этой цели помогает достичь усиление декоративной функции - выразительность силуэта, развернутый характер композиции, своеобразное цветовое решение, построенное на сочетании черного, терракотового, желтого, серого и белого тонов.

    Если упомянутые панно выполнены в графическом плане и отличаются четкостью рисунка, отчетливы членением плоскостей, то керамическое панно “Киев” в зале ресторана Бориспольского аэровокзала носит живописно-пластический характер. Сочный колорит, построенный на сочетании теплых и холодные топов, своеобразная фактурная кладка керамических плиток под различными углами придают этому произведению цветовую и пластическую выразительность. И в данном случае наблюдается усиление декоративной функции, вызванное утилитарными и эстетическими потребностями посетителя ресторана.

    В связи с обобщенным характером образа, впечатляющего живописными качествами, информационная сторона выражена в этом произведении менее четко, чем в панно “Варшава”, отличающемся развернутостью композиции, обособленностью отдельных изобразительных элементов.

    Рациональное использование декоративных элементов в архитектуре и интерьерах общественных местОбраз города Вильнюса нашел свое отражение в сграффито, выполненном в ресторане железнодорожного вокзала. Панно размещено на торцевой стене против входа в зал, над буфетом. В произведении раскрывается панорама города - его остроугольные здания готического стиля, новые сооружения, расположенные по обеим сторонам реки Нерис. Мягкие, гармонические сочетания светлого терракотового цвета с теплым серым придают произведению черты поэтичности, лиризма. В аналогичном плане выполнено панно в Парижском кафе “Бальтазар”. Ажурные, тонкие линии мягко вписывают в плоскость стены изображение, дающее обобщенно-образное представление о городе. Произведение отличается ярко выраженным декоративным характером, информационная функция выявлена слабо в несколько условных очертаниях архитектуры города.

    Если в одном из многочисленных городских кафе ослабление или отсутствие информационной стороны в изображении города и усиление декоративной функции в известной степени оправдано, поскольку здесь бывают в основном жители города, то ослабление информационной стороны в изображении города в вестибюле гостиницы, в которой останавливаются гости из других стран, является существенным недостатком.

    Примером может служить панно “Карта Москвы” в гостинице “Юность”, сухо и схематично обозначающее здания столицы. Белые линии и пятна теряются на ярко-красном фоне панно, не дают представления ни о памятных местах города, ни об его общем облике.

    Панно “Карта Москвы” воспринимается лишь в экстерьере как цветовое декоративное пятно, которое хорошо видно через оконные проемы. Однако отсутствие информационного момента носит здесь явно ущербный характер в связи с теми утилитарными потребностями, которые возникают у приезжих (в основном молодежи из других стран) в вестибюле гостиницы. Вызывает сомнение также применение деревоплиты как основы, сплошь покрытой темперой. Цвет, фактура материала остались в данном случае неиспользованными.

    В целом рассмотренные работы свидетельствуют о том, что сходная тематическая направленность произведений, размещенных часто в однотипных по своему назначению интерьерах, не ведет к одноплановости художественной формы. Различие композиционных приемов, техники исполнения, используемых материалов - все это придает упомянутым работам свои характерные особенности. В произведениях такого рода правомерно усиление декоративной и утилитарной функций (информационный момент), что наиболее соответствует назначению интерьеров, о которых шла речь.


    2012/05/28 | K&P | Рецензий клиентов нет |

Klichkowsky and Partners

Кличковский и партнеры: личная заинтересованность и персональная ответственность.

Кличковский и партнеры

Аналитика Вашего будущего.
Основа Вашего благосостояния.
Слагаемые Ваших свершений.

Отзывы к настоящему моменту отсутствуют.